Пожалуйста подождите

Публикации

Вернуться к списку
16 Мая 2014

Геннадий Мызников. Выставочный зал РОСИЗО. Rosizo.ru

  21 мая в Мраморном дворце Русского Музея открывается выставка произведений народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств Геннадия Мызникова. Приуроченная к 80-летнему юбилею мастера экспозиция носит ретроспективный характер. На ней представлено более 50 живописных произведений 1950-х – 2010-х из музейных и частных собраний России и коллекции автора.
   Выставка организована при поддержке Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Люксембургско-российского арт-партнерства и Алексея Николаевича Ананьева, основателя Института русского реалистического искусства.
   Геннадий Мызников родился в 1933 году  в семье рабочего в небольшом подмосковном городе Орехово-Зуево. Именно тогда, в детстве, он проникся самобытной, яркой красотой русской провинциальной жизни. На выставке показаны несколько ранних работ художника, написанных в 1952 году, в которых уже чувствуется рука будущего мастера. Портреты отца и матери, - один из них в интерьере старого родительского дома – лишены внешних эффектов, но полны глубоко чувства.
   Вернувшись в родной город в 1958 году после окончания Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, Мызников вновь погрузился в атмосферу русской провинции. Его привлекала красочная экзотическая сторона провинциального быта: лоскутные одеяла, коврики с лебедями, утопающие в зелени домики с цветными наличниками. В выборе выразительных средств Мызников опирался на творчество Константина Юона и Бориса Кустодиева, на древнерусскую живопись, на русское народное искусство. Естественно его обращение к примитиву, насыщенным ярким цветам.
   К середине 1960-х годов Мызников был уже сформировавшимся художником, известным, прежде всего, как автор больших многофигурных композиций. В их числе работы на историческую тему, любимую живописцем. На выставке можно увидеть полотно «Маевка» (1964), созданное под впечатлением от революционных событий на Морозовской мануфактуре в Орехово-Зуеве. Большой интерес представляют и жанровые картины, связанные с жизнью родного города, такие как «Русская зима» и «Бабье лето» (обе - 1969).
   Поездки по стране, в том числе особенно важное для художника путешествие на Север вместе с Кимом Бритовым и Виктором Попковым, укрепили Мызникова в выбранном им направлении в искусстве. Ощущением красоты мира, его праздничности и в то же время трагичности проникнута одна из лучших работ художника «Северная песня» (1966), сюжетно перекликающаяся с созданной на два года позже одноименной картиной Попкова.
   Со второй половины 1970-х годов живописная манера Мызникова значительно изменяется. Его искусство становится более сложным; в нем все сильнее проявляется связь с русской традицией XIX века, классическим западноевропейским искусством. На экспозиции представлены такие яркие работы этого периода как «В мастерской» (1973), «Игроки» (1981), «Худсовет» (1989), «Принцесса» (1992). Особо выделяется триптих «Автопортрет с семьей» (1978), сочетающий в себе гармоничную красоту итальянского Возрождения с остротой современного восприятия.
   Работы последнего десятилетия открывают новую страницу в творчестве художника, отмеченную тяготением к символизму, иносказанию. Одно из самых значительных произведений этого периода – «Красный ангел» (2005).
   Интригует зрителя своей загадочностью работа, сочетающая нарядность красок и драматизм содержания, - «Весенний призыв» (2008). На ней изображены проводы новобранцев в армию, однако невозможно определить, когда происходит изображенное событие – в XIX веке или в наши дни. Композиция носит философский, вневременной характер.
   Немало на экспозиции пейзажей, ню, натюрмортов. Последний из названных жанров Мызников открыл для себя сравнительно недавно и успешно осваивает.
   Обращает на себя внимание портрет жены художника (2012). На этой картине, написанной уже после ее смерти по воспоминаниям и старым фотографиям, женщина, на протяжении многих лет бывшая моделью Геннадия Мызникова, вновь предстает молодой и красивой, как на холстах 1960-1980-х годов.

Выставка продлится до 16 июня.

Подробнее здесь.


.