Пожалуйста подождите

Публикации

Вернуться к списку
21 Августа 2013

Мятежный классик «сурового стиля». Газета Вечерняя Москва.

…Все-таки хорошо, что не перевелись на Руси меценаты. Особенно сегодня, когда российское искусство на крупных международных аукционах и вернисажах бьет все рекорды популярности. Причем любопытно, что самый пристальный интерес международного художественной общественности и любителей изобразительного искусства снискал сегодня, казалось бы, самый «проблемный» период в истории отечественной живописи – советское искусство. Почему? Об этом пишутся уже тома исследовательских работ, а советские художники (многие - посмертно) обретают вторую, головокружительную жизнь в самых блестящих западных художественных салонах, коллекционеры прямо-таки сражаются за их работы на престижных аукционных торгах.
Московский предприниматель и большой любитель живописи Андрей Филатов собрал уже значительную коллекцию работ выдающихся советских художников. Причем не держит их в «собственных стенах», а периодически организует экспозиции в галереях и салонах - у нас и за рубежом. А также - занимается издательством искусствоведческих книг, посвященных творчеству советских мастеров кисти. Вот и недавно в Лондоне был подписан договор с крупным издательством о публикации в Великобритании книги о выдающемся советском художнике «Виктор Попков» - на английском языке. Работа над изданием сегодня уже идет полным ходом.
Творчество Виктора Попкова стало основанием для подобной книги , разумеется, не случайно. Дело в том, что этот художник занимает действительно особое, в чем-то даже парадоксальное место среди коллег , творивших в одно время с ним, – во второй половине прошлого века. Ему удавалось, кажется, совершенно невероятное. Так, уже студенческие работы Попкова демонстрировались в Третьяковской галерее. А в «лохматом» 1967-м он умудрился … завоевать Гран-при на Всемирном биеннале в Париже, став обладателем одной из самых престижных наград в мире изобразительного искусства.
Причина таких достижений в принципе ясна: Попков в не самой светлой, скажем так, атмосфере советской цензуры сумел выжить, да еще как подлинный художник-новатор. В его полотнах явственно прослеживаются самые радикальные художественные влияния: и пластический экспрессионизм Модильяни – с его изощренностью и выразительностью, графичностью линии; и светлое удивление импрессионистов; и глубокая метафоричность Пикассо. И вместе с тем никак невозможно отметить в работах Попкова прямое копирование кого-либо из великих – он сам по себе, самодостаточен и выразителен, всегда интересен. все эти «измы» не исчерпывают глубокой и теплой человеческой сущности работ Попкова – что и придает им особую притягательность.
Автор лондонской кгниги «Виктор Попков» - известный современный российский художник Петр Козорезенко-мл. – доктор искусствоведения, член Российской Академии художеств, председатель Секции реставрации Творческого союза художников России. Незадолго до выхода книги в свет он ответил на эксклюзивные вопросы нашего корреспондента:
- Почему среди многообразия имен российских художников-авангардистов, работавших в советское время, вы выбрали именно Виктора Попкова?
- Думаю, начать надо с небольшого искусствоведческого экскурса: В.Е. Попков - один из родоначальников и создателей «сурового стиля» в советском искусстве. Что такое «суровый стиль»? Его представители несколько отошли от классического восприятия формы натуры - мощно, монументально, если можно так сказать, они пытались найти свое творческое лицо. У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже. Основатели «сурового стиля» у нас, кроме В.Е Попкова, - это Виктор Иванов, Дмитрий Жилинский, частично Ефрем Зверьков - наиболее яркие представители.
- Чем лично для Вас – как художника и искусствоведа – в первую очередь интересно творчество Виктора Попкова?
- Вопрос достаточно сложный и в то же время простой. Я вырос на его творчестве. Как на многих других работах советских художников - потому что я учился сначала в художественной школе, потом в художественном университете. Отец у меня - народный художник РФ . Походы по выставкам, в Третьяковскую галерею, Русский музей – этим были заполнены мои детство и юность.
Ну а что касается Попкова – его творчество всегда стояло перед глазами. Поразителен хотя бы такой факт: студенческую картину Виктора Попкова «Строители Братской ГЭС» Третьяковская галерея купила, когда автору было всего 27 лет! А ведь это мощнейший показатель признания в советское время.
Он не успел получить различные звания и регалии – художник трагически погиб в 42 года. Сегодня иногда пытаются противопоставлять его режиму, но это не совсем правильно. Просто он начал искать свой новый стиль, который не всегда вязался с классическим искусством, но это не было прямым протестом против режима. Если, например мы возьмем для сравнения художников-нонкомформистов, - таких, как Зверев, Кабаков, Яковлев, которые были принципиально противопоставлены советской власти, - то с Попковым все немножко не так. Его работы все-таки официально экспонировались, его картины покупали, он не бедствовал.
- Какие работы Виктора Попкова вы особенно отличаете?
- Он очень много написал. Хочу начать с работы, созданной сразу после института - «Весна в депо». На первый взгляд это такое классическое – реалистическое искусство, в стиле наших советских академиков периода 50-х: Пластова, Решетникова, Герасимова. Внешне - классическое русско-советское искусство. Но – очень интересно! Здесь, правда, еще нет того Попкова, которого мы все знаем.
Следующая знаковая работа, на мой взгляд, - «Строители Братской ГЭС», которую купила Третьяковская галерея. Она тоже вроде решена в классическом стиле, но здесь мы уже видим какие-то моменты начала его «сурового стиля»: более монументальные формы, локальные цвета.
Потом, очень мне нравится его работа «Белые лошадь» - вот это уже классический Попков! Это условность, аллегория: красный дом, белая лошадь, намеченное неясными штрихами небо… Это полотно словно перекликающаяся с чем-то невидимым. Картина была написана в период Карибского кризис., она содержит аллегорию: убитые ведь не завидуют живущим.
Вот еще замечательная работа «У Белого моря». Виктор Ефимович много ездил по Северу, по деревням, общался с местными жителями. У него в дальнейшем будет еще много работ, посвященных северному этапу. А картина «Бригада отдыхает», стала в прошлом году символом матча за звание Чемпиона мира по шахматам, который проходил в Третьяковской галерее. Здесь тоже круговая композиция, это уже классический «суровый стиль» - так сказать, классический Попков
Работа «Двое» также находится в ГТГ - аллегоричная, здесь ярко воплощено мужское и женское начало, необычная композиция. В женской фигуре даже просматривается что-то от Боттичелли, из эпохи Возрождения. Картина «Воспоминание вдовы», также экспонируемая в Третьяковке, относится к периоду, когда художник ездил по Северу. Он видит женщин Севера в красных, «жизнеутверждающих» одеждах, хотя мужей у них уже не осталось.
В замечательной работе «Одна», построенной на лаконичной аллегории, женщина тоже в красном: окно, церковь, слева портрет мужа, погибшего на войне… Интересны также «этно»- картина «Северная песня», автобиографическая работа «Воскресенье» (она еще «Мой день» называется, это он себя изобразил на крыше - птицы, тут же у него стоит кувшинчик с вином…).Выразительны работы «Художник в лесу», «Мне 40 лет», «Зимние каникулы», «Хороший человек была бабка Анисья» из Третьяковки, незаконченное полотно «Осенние дожди»…При этом период активного творчества у Попкова ведь был совсем коротким, он погиб в 1974-м., а институт закончил в 1950-м. Всего 16-17 лет.
- Какие факты биографии художника Вас особенно привлекают?
- Он был незаурядным человеком, трудоголиком; при этом был прямым и честным. Говорил правду в глаза. На одном из заседаний Союза художников выступил против действующего руководителя.
Был хорошим другом. Сын рассказывал: у него был приятель, у которого не покупали картины, он сильно переживал. Виктор купил у него несколько картин - просто помог, поддержал, они ему особо были не нужны. А тот художник вдруг получил хороший заказ, пришел к Виктору и забрал свои картины, вернул деньги - посчитал, что мало получил. Вот так: два взгляда на одну ситуацию.
- Книга «Виктор Попков» выходит на английском - почему, на ваш взгляд, сегодня особенно важно пропагандировать творчество советских художников в Европе?
- Дело в том, что в мире этот период знают не совсем хорошо. У нас - знают русский и советский авангард начала прошлого века: Григорьев, Малевич, Кандинский, этакое левое искусство. Или знают классиков: Айвазовский, Шишкин, Поленов, Верещагин… Ну а советское искусство за границей знают в основном только по тем работам, что в 90-е вывозились из России: флаги, пионеры… Художников мирового уровня тоже теперь знают, но плохо. А ведь они профессионалы, и хочется донести их творчество до более широкой аудитории. Это мощное искусство, оно может нравиться или не нравиться – как кто-то любит сладкое, а кто-то соленое. Но хочется, чтобы наших художников узнали по-настоящему.
- Где сегодня в Москве, в России можно познакомиться с работами Виктора Попкова?
- Довольно много картин Попкова представлено в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ряд работ - в Музее реалистического искусства, в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Подробнее здесь.


.