Пожалуйста подождите

Пресс-релизы

Вернуться к списку
31 Декабря 2013

Выставка "Советский спорт".

 Проект, презентация которого состоялась в декабре 2013года в Лондоне в особняке Sotheby’s (Великобритания), будет представлен в России в расширенном составе и  на двух площадках.Выставка, уже получившая прекрасные отклики в европейских СМИ, откроется в Институте русского реалистического искусства, где будут экспонироваться оригиналы живописи, графики и скульптуры, а также на первой линии исторического здания ГУМа. В ГУМебудут выставлены высокотехнологичные реплики основных произведений. Сейчас этот новый вид экспонирования становится еще одним инструментом популяризации искусства, который активно используют ведущие музеи мира. 
Новая экспозиция включает более 60 произведений из собрания Института русского реалистического искусства, ГМВЦ «РОСИЗО», Русского музея, региональных государственных музеев России и частных коллекций. Среди авторов, чьи произведения будут представлены на выставке – Александр Дейнека, Исаак Бродский, Александр Самохвалов, Юрий Пименов, Георгий Нисский, Сергей Лучишкин, Николай Загреков, Самуил Адливанкин, Кирилл Кустодиев, Леонид Сойфертис, Елена Янсон-Манизер. Выставка также будет дополнена блоком спортивной хроники легендарного фотографа Льва Бородулина. 

ОРГАНИЗАТОРЫ О ВЫСТАВКЕ«Советский спорт» (SovietArt. SovietSport)

«Выставка SOVIET ART SOVIET SPORT - уникальный проект, который представляет тот период искусства, с которым здесь пока наименее знакомы - и это очень знаменательно. Предстоящий 2014 год объявлен годом культуры Великобритании в России, и этот проект, несомненно, вносит вклад в развитие отношений между нашими странами». Лорд Марк Полтимор, заместитель председателя правления Sotheby's-Европа.

«Нам бы хотелось с помощью этой выставкидобиться большей популярности русского реалистического искусства на Западе, в частности здесь, в Великобритании. Важно понимать, что этот вид искусства ни в коей мере нельзя считать так называемым "пропагандистским искусством", это русский реализм, а тема спорта в его воплощении - это истинный modus vivendi». Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства.

«Для Sotheby’s большая честь быть первым местом, где представлена выставка Soviet Art. SovietSport. Эта тема является значимой и знаковой для культуры в целом, не только России, но и Великобритании».Джо Викери, глава отдела русского искусства Sotheby's.
 
«Для Промсвязьбанка очень важна поддержка социально значимых, культурных проектов – таких, как выставка Soviet Art. Soviet Sport. Мы тесно сотрудничаем с Институтом русского реалистического искусства, и выставка стала результатом нашего партнерства».- Артем Констандян, президент Промсвязьбанка.

«Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» продолжает знакомить москвичей и гостей столицы с интереснейшими выставками произведений живописи, скульптуры, графики, фотографии и прикладного искусства, используя для этих целейпространства таких архитектурных зданий, как ГУМ на Красной площади и Петровский пассаж. Мы рады представить на нашей выставке «Красота успеха» высокие технологичные реплики выставки «Советский спорт», дополнив ее фарфоровыми скульптурами спортсменов легендарного завода ЛФЗ. На наш взгляд, выставка поможет не только ознакомить посетителей ГУМа с произведениями выдающихся советских художников, но и станет побудительным мотивом для посещения музеев». – Эдит Куснирович, исполнительный директор Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

СМИ О ВЫСТАВКЕ «СОВЕТСКИЙ СПОРТ» (SovietArt. SovietSport)
Sotheby's, The Institute of Russian Realist Art and PromSvyazBank are presenting the exhibition Soviet art Soviet sport - one of only a very small number of exhibitions of Soviet Art ever to have been staged in the UK. Bringing together 35 important paintings, drawings and sculptures from the collection of the Institute of Russian Realist Art, the exhibition will explore the representation of sport - one of the most powerful symbols of Soviet ideology - in 20th 1917 Revolution, sport, with its associations with strength, unity and glory, emerged as a leading theme in Soviet art - the finest examples of which include some of the most evocative and vivid Russian artworks of the 20th century.
TheEconomicTimes

Что удивительно: живописи и скульптуре 1930 -1970-х годов на тему советского спорта вывоз за рубеж способствовал «премного к украшению». В России советское искусство самых трудных времен (крах авангарда и наступление долгих лет официоза, сменившегося застоем) всегда несвободно от идеологических догм, шор и стереотипов. Причем, одни из них (выраженные адептами партийной критики) сменяются другими (тотальной обструкцией целых периодов якобы непрогрессивного, сервильного режиму искусства). Когда это искусство вывезли, наконец, за рубеж, да еще в центр жизни contemporaryart Лондон, неожиданно стало ясно, насколько оно интересно и состоятельно вне ярлыков и идеологических штампов… несмотря на политическую изоляцию, советское искусство стремилось быть свободным. И небезуспешно. Только для того, чтобы это понять, требуется снять шоры с глаз.
Сергей Хачатуров, «Независимая  газета»

На вернисаже любопытство действительно преобладало над историко-политическим скепсисом. Возможно, потому, что приглашенные привыкли сначала во всем искать проявления искусства, а уж потом прикладывать к полученным впечатлениям какие-то другие, внехудожественные мерки. У Sotheby's свой круг гостей, их парадом физкультурников или пловчихами перед стартом не смутишь, они всякой экзотики повидали. А зрители из других слоев лондонского социума будут приходить сюда позже, вплоть до середины января.
Велимир Мойст, Gazeta.RU

За два дня до открытия выставки специалистов британских музеев пригласили на лекцию о таком ярком бренде в советском искусстве, как спорт. Коллеги охотно откликнулись, в том числе представители галереи Тейт и Королевской академии.
ГолосРоссии

ART designed to demonstrate Soviet power through sporting prowess is going on show in an exhibition in London this month.A philanthropic institute in Moscow is lending 35 paintings, drawings and sculptures exploring how artists used sport to glorify Soviet ideology for a Sotheby’s show at the start of the UK-Russia Year of Culture 2014. It will include depictions of gymnasts, wrestlers and rowers, by important painters such as Alexander Deyneka.
The Evening Standard, Louise Jury, Chief Arts Correspondent  

The artists collected by Ananiev, on the other hand, are full of insight and psychological drama. A feeling of dread permeates Olga Vaulina’s 1930s “Wrestlers”. Two lumpy bodies address each other, as if in the opening seconds of what will be 10 hard-fought rounds. There is no sense of spring or sharp movement, just a latent, forbidding strength.
But Vaulina is also playing with artistic convention here. The Russian realist painters were not unaware of developments in the avant-garde, nor did they disdain abstraction. Look at the planes of colour, the absence of detail in the men’s features in “Wrestlers”: this is realism with an edge, not some embarrassing throwback to a defunct style of painting.This is the point that Ananiev is making. “It is to show that the Russian realists, during the Soviet period, were continuing a long and cherished tradition that started in the mid-19th century,” he says. “Those skills were transferred from one generation to another. They were not lost.”
Bringing the art to London, he says, “will draw attention, for those who know little about Russian art, to an art form that has not a hint of propaganda.” 
PeterAspden, TheFinancialTimes

Спорт был наряду с космосом одним из важнейших брендов советской идеологии. Успехи в спорте возвеличивали престиж советской политической системы и служили доказательством преимущества советского образа жизни. Однако, глядя на выставленные работы крупных советских художников, трудно обнаружить в них ложный пафос советской пропаганды. В основном это добротные, реалистические произведения талантливых художников, имеющие сейчас не только художественную, но и историческую ценность.
Радио Свобода

Тема спорта в искусстве XX века.
Общий корпус произведений о советском спорте насчитывает десятки тысяч вещей. Представленные на организованной Институтом русского реалистического искусства выставке работы являются характерными примерами многообразного творческого наследия советских художников. Выставка и каталог позволяют на конкретных примерах проследить этапы развития этой темы, исключительно важной для всего советского реалистического искусства. Советский спорт – один из ключевых брэндов эпохи. И подобно другим символам, таким как индустриализация, космос, балет, он часто оказывался в плену у идеологии. С точки зрения вечности, эта захваченность «борьбой», возможно, навредила художникам, которые «сражались» на передовой. Но именно этот пафос создал невероятный по силе воздействия эстетический канон. Советский спорт в искусстве – это история едва ли не насильственного противопоставления «идеи» и «формы». Однако, вероятно, именно спортивная тема давала художникам массу возможностей для самовыражения: от искренней службы и апологии «единственно верного»искусства до попыток противостояния «большому стилю». Лучше всех объяснил привлекательность спорта для художников один из ярчайших мастеров цеха Александр Дейнека: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства.
Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен.
Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нём много оптимизма.
В нем начало героического».

ФАКТЫ О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ ВЫСТАВКИ
Лучишкин Сергей Александрович (1902-1989)
Парад на стадионе Динамо
1936-1976

В картине «Парад на стадионе «Динамо» отражена тема массового спорта, который в 1920–1930-е годы стал неотъемлемой частью советского общества. Основной посыл этой работы — движение к светлому и радостному будущему. Герои Лучишкина демонстрируют физическую силу и ловкость. На первом плане мотоциклисты везут девушек-физкультурниц со знаменами в руках, они счастливы и мчатся навстречу ветру и спортивным победам. По своему сюжету, композиции и цветовой гамме (художник использует в основном чистые и яркие оттенки) «Парад на стадионе «Динамо» точнее всего отражает современное понимание эстетики большого сталинского стиля. 

Лучишкин Сергей Александрович (1902-1989)
Один из знаменитых «ОСТовцев» родился в Москве в семье лавочника. В юности Сергей Лучишкин учился на курсах декламации на режиссера и практически параллельно занимался у художника Абрама Архипова в Свободных художественных мастерских. Известность Лучишкину принесла как его живопись, так и театральная деятельность. 
В 1920-е годы он активно экспериментирует в области беспредметного искусства, как в живописи, так и театре. В эти годы он создает ряд довольно трагических по настроению полотен. Например, композиция и образы его известного полотна «Шар улетел» (1926), ныне хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, были совершенно нехарактерны для советской живописи того времени. Кстати, подобное трагическое настроение повторилось в популярной песне Булата Окуджавы «Девочка плачет, шарик улетел...», написанной в 1960-х годах.В 1930-50-е годы творчество Лучишкина возвращается в более традиционное русло. Он много занимается оформительской деятельностью, активно участвует в набравшем силу кинопроцессе. Лучишкин был художником-постановщиком фильма Григория Александрова "Цирк" (1936) с Любовью Орловой в главной роли. Театральность и постановочность отобразились в яркой, жизнерадостной и чрезвычайно динамичной картине «Парад на стадионе «Динамо», представленной в постоянной экспозиции Института русского реалистического искусства. 
***
Массовая пропаганда спорта в СССР привела к тому, чтоспортивные праздникии парады, демонстрирующие физическую мощь советского человека, стали проводить на главных стадионах и площадях страны. Первый такой парад, внешне еще очень скромный, состоялся 25 мая 1919 года на Красной площади.

***
Стадион «Динамо» —старейший московский стадион, построенный в 1928 году к Всесоюзной спартакиаде. До начала 1980-х годов использовался исключительно для спортивных мероприятий, после к ним добавились и музыкальные концерты. Самый заметный из них — выступление Майкла Джексона в 1996 году. В 2008 году стадион закрыли на реконструкцию. В процессе ремонта исторические стены стадиона лишились охранного статуса, что закончилось их полнейшей перестройкой.

Александр Александрович Дейнека
Спортсменка, завязывающая ленту
1950-е годы

Александра Дейнеку всегда привлекали выразительность монументальных форм, анатомическая пластика и динамичные ракурсы. Эти качества определяют и работу «Спортсменка, завязывающая ленту» - эскиз к картине 1951 года «Купальщица». Рисунок выполнен сангиной и углем на бумаге, в характерной для художника плакатной манере. Торжество молодости, нравственного и физического здоровья, воплощенные в модели, соответствуют идеалам женственности советского времени. Перед нами новая советская Мадонна. Волевое лицо, тренированные руки, мощная, но женственная фигура. Глядя на героиню Дейнеки, трудно сказать чего в ней больше - спортсмена или женщины. Именно такую героиню и прославило советское искусство 1930-1950- х годов.

Александр Александрович Дейнека (1899-1969)
Выдающийся советский художник, творчество которого известно во всем художественном мире. Родился в Курске 20 мая 1899 года. С 1915 по 1917 год Дейнека учится в Харьковском художественном училище. После революции он работает фотографом в Уголовном розыске, оформляет агитпоезда, театральные постановки. Служит около года в армии, откуда командирован на учебу во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение. Влияние на художественный вкус Дейнеки оказывает его преподаватель - выдающийся график Владимир Фаворский. В 1925 Дейнека становится одним их основателей Общества станковистов (ОСТ), а в 1928 году создает эпическое полотно «Оборона Петрограда». В начале 1930-х годов художник увлекается достижениями технического прогресса и авиацией. Одно их самых трогательных и известных полотен на эту тему «Будущие летчики» (1937) хранится в Третьяковской галерее. Одновременно с этим Дейнека работает над образами активной советской молодежи. Динамичное полотно "Вратарь" (1934) также можете увидеть в Третьяковской галерее. В Институте русского реалистического искусства хранится эскиз к знаменитой «Купальщице» (1951. Государственная Третьяковская галерея). В военные и послевоенные годы Дейнека создает ряд исторических монументальных полотен. Самым грандиозным и знаменитым из них становится «Оборона Севастополя» (1942). Прекрасные мозаики Дейнеки украшают фойе актового зала Московского государственного университета, фойе Дворца съездов в Кремле, вестибюли станций московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая». Александр Дейнека вел активную преподавательскую деятельность. Умер художник в Москве 12 июня 1969 года. После себя Дейнека оставил обширное художественное наследие. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России. 
***
Картина «Купальщица», эскизом к которой является «Спортсменка, завязывающая ленту», хранится в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Работа долгое время не выставлялась — находилась на реставрации. Девушка на картине изображена уже без купальника.
***
Сангина –— грифели для рисования, изготовленные из глины и оксида железа. Темного теплого цвета, между бордовым и коричневым, сангина популярна среди художников-графиков и хороша для эскизов. Сангиной рисовали Леонардо да Винчи и Рафаэль, правда, в те времена она была исключительно натуральной. По сути, сангина — красный мел.

Ольга  Петровна Ваулина
В физкультурном зале
1930-е 

Мужчина и женщина – молодые физкультурники, но у них нет ничего общего с типажами советских спортсменов 1930-х годов – людей, чьи спортивные достижения очевидны. Персонажи Ваулиной хоть и одеты в физкультурную форму, далеки от физического идеала. 
Выбор жанра служит поводом, чтобы по-новому рассмотреть вопрос мужественности и женственности. Композиция картины и характер соотношения персонажей напоминают знаменитое полотно Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (1905). Однако на первом плане оказывается женская фигура, очевидно отличающаяся гораздо большей мощью и силой, чем расположенный на заднем плане худощавый мужчина. Возможно, Ваулину больше волновал вопрос сущностного начала, ведь ее герои не становятся меньше мужчиной или женщиной от перемены мест. Спорт – дело общее, им может заниматься любой, грань между силой и красотой становится более условной. Определенно данная работа выходит за рамки прямолинейной трактовки. 

Ваулина Ольга Петровна (1902-1996)
Ольга Ваулина родилась в Ленинграде в 1902 году в семье известного керамиста Петра Ваулина. С 1921 по 1926 год учится во ВХУТЕИНе у художника-авангардиста Михаила Матюшина. В середине 1920-х годов состоит в художественной группе «Зорвед», созданной Матюшиным, ученики которой пристально изучали цвет и его зрительное восприятие. В 1931 году Ваулина вместе с Матюшиным занимается праздничным оформлением Ленинграда к празднику Первомая, художники представляют объемную изоустановку «Борьба за культурную революцию» («Старый быт – новый быт»). С 1934 года после смерти Матюшина Ваулина поступает на третий курс Академии художеств, где учится у профессора Александра Осмеркина. В 1938 – 1941 годах сотрудничает с Лабораторией цвета НИИ живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии Художеств. Ваулина принимала участие в исследовании «Восприятие цвета на расстоянии в монументальной живописи и цветной орнаментике». 
***
13 июля 1925 года в СССР выходит постановление, приравнивающее спортивное воспитание к идеологическому. В 1931 году принимаются нормы ГТО (готов к труду и обороне) по которым каждый гражданин СССР в возрасте от 10 до 60 лет должен быть способен выполнить ряд спортивных упражнений. Нормы сдавались ежегодно, по результатам проверки гражданам выдавались металлические значки. Система нормативов успешно просуществовала 60 лет вплоть до 1991 года. 

ГРАФИКА ЛЕОНИДА СОЙФЕРТИСА
Леонид Сойфертис известен главным образом как карикатурист и журнальный иллюстратор. Но большое место в его творчестве занимают графика и жанровые зарисовки, выполненные акварелью и тушью. Графика, в отличие от живописи или, например, монументального искусства, была в меньшей степени зависима от пафоса советской идеологии, позволяла художественные эксперименты и большую самостоятельность в целом. Стоит отметить, что рисунок по сути своей более приближен к жизни, он позволяет ухватить момент и не требует полной завершенности. Герои Сойфертиса – простые обыватели. В творчестве графика зачастую сложно провести границу между собственно карикатурой и выразительно подмеченными деталями. Арсенал его спортивной тематики – лыжники, велосипедисты, бегуны, теннисисты. Он запечатлевает их образы без намека на общественный пафос и пропаганду спортивного образа жизни. Конек Сойфертиса – фиксация характерных жестов, поз, ситуаций, которые он превращает в почти нарицательные. «Метательницу ядра», героев «Лыжной эстафеты» и «Тенниса» - можно было назвать гоголевскими персонажами, если бы не отсутствие едкости и цинизма в их изображении. Сойфертис с легкостью показывает нам спорт в жизни обыкновенного человека, практически не искажая реальность в своих карикатурах.
Сойфертис Леонид Владимирович (1911-1996)
Родился в 1911 году в Украине в еврейском местечке Ильинцы. В 17 лет поступает в Харьковский художественный институт, где проводит два года. С 1933 по 1936 годы учится на отделении повышения квалификации художников при МГХИ имени В.И. Сурикова, где его педагогами были Алексей Радаков, Петр Львов и Михаил Родионов. С 1934 года Сойфертис в качестве карикатуриста сотрудничает с журналами «Крокодил», «Смена» и «Огонек». Во время войны рисует для фронтовой газеты. День победы встречает в Берлине. Работы художника находятся в Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Русском музее и частных собраниях.
***
В СССР карикатуру активно использовали в политических и общественных целях – указать недобросовестному сотруднику на его ошибки, упрекнуть злостного пьяницу, посмеяться над врагом народа. Печатались карикатуры, в первую очередь, в виде плакатов, и на страницах юмористических журналов, главным из которых стал журнал «Крокодил», первый номер которого вышел в 1922 году. 




.