Пожалуйста подождите

Публикации

Вернуться к списку
25 Марта 2016

Гелий Коржев в Третьяковке. Эхо Москвы

Но начнем по порядку. Встречает зрителя одна из работ коржевского «военного» цикла (я бы, вообще-то, сказала «послевоенного» – здесь показаны вернувшиеся. Или те, кто своих не дождался).

Впрочем, тут же экспозиция прыгает к ранним, еще ученическим работам. Учился Гелий Коржев сначала в Московской художественной школе, потом в  Суриковском. В последнем – в том числе у Сергея Герасимова. И хотя эпоха не  располагала к яркости колорита, живописные нюансы здесь, тем не менее, интересны. Это же будет заметно и в чуть более поздних эскизах.


Между тем военная тема неожиданным образом проявилась у  художника еще в студенческие годы. Его «Эвакуация» датирована 1948 годом и, вероятно, в чем-то основана на собственных отроческих впечатлениях (в эвакуации он побывал, хотя в достаточно благополучном варианте – вместе с уже упомянутой художественной школой). Но вот как это выглядит (картина вряд ли была автором предъявлена профессорам Суриковского, да и сейчас находится не в музее, а в частной коллекции).

Для публики, впрочем, в начале 50-х Коржев изготавливает произведения вполне по тем временам благопристойные.

В чуть модифицированном виде это продолжается и в 60-х. Вот часть триптиха «Коммунисты» из Русского музея (всего же в выставке, помимо самой Третьяковки, участвуют еще Кемеровский, Краснодарский, Самарский и  Саратовский музеи, Институт русского реалистического искусства (это де-факто частное собрание) и Музей русского искусства в Миннеаполисе, США (чего только  по ходу дела не обнаруживается!). А также РОСИЗО. Ну, и архив семьи, разумеется).

Между тем манера автора начинает меняться, становясь гораздо более графичной. Отвлекаясь, покажу несколько графических работ, эскизов к  картинам – похоже, графиком Коржев был чуть ли не более сильным, чем живописцем).

Работу «Художник», помнится, во времена моего детства позиционировали как отображение тяжкой судьбы творческого человека на Западе. Ну, помните – «…ярко светит солнце над Парижем, но не рады ему простые парижане»?

Автор между тем увлекается натюрмортом. Который сам позиционирует как «социальный».
Даже собственный автопортрет Коржев пишет на фоне натюрморта.

Теперь то, что долгое время оставалось для публики за  кадром. Вот из начатого еще в 70-х цикла «Дон Кихот».

А в 80-х начинается цикл работ с мутантами (которых автор называл им самим изобретенным веселым словом «тюрлики» и писал: «глядя на них, нам легче увидеть и себя в этом отражении»).

Достаточно неожиданно будет зрителю узнать, что Гелий Коржев отметился и в таком жанре, как «ню».
Что интересно – обнаженная натура обнаруживается и в его позднем «остросоциальном» цикле.

Работы 90-х и 2000-х годов обозначают разрыв с прежней официальной идеологией.

И опять неожиданное для зрителя – библейский цикл. Вот как автор трактует «Благовещение».
А вот «Несение креста».
Вот и Ветхий завет – «Изгнание из рая».
И «Осень прародителей» — это тоже Адам и Ева.

Ну, и отмечу наконец, что оригинальная архитектура экспозиции заставляет зрителя быть неизменно бдительным. Надо не забывать смотреть под ноги – периодически под ними возникают неожиданные ступеньки. Но и вверх тоже надо поглядывать – некоторые работы размещены почти под потолком.

Будет же все это (на Крымском валу) до середины июня.

Оригинал блога с комментариями





.