Пожалуйста подождите

Публикации

Вернуться к списку
4 Февраля 2014

Триумф реализма: Выставки о советском спорте. Vashdosug.ru

В ближайшие три недели о спорте будут говорить всюду. Хотя основатель Института русского реалистического искусства и главный организатор обеих экспозиций банкир Алексей Ананьев и утверждает, что выставки никакого отношения к Олимпиаде не имеют. И вообще, Олимпиада зимняя, а тут летние виды спорта. Но это неважно — на выставках представлен цвет соцреализма: работы Дейнеки, Бродского, Самохвалова, Пименова. Живопись, графика и скульптура. Причем основная выставка пройдет в Институте русского реалистического искусства — тут будут висеть подлинники. А на первой линии ГУМа разместят их высокотехнологичные реплики. Это для того, чтобы как можно больше народу заинтересовалось и направилось смотреть искусство из торгового центра в музей. Сейчас так делают во многих западных музеях.

Вообще, к соцреализму в наших главных музеях — Третьяковке, Пушкинском и Русском — до сих пор относятся с некоторым смущением и стараются лишний раз не мозолить посетителям глаза. Собственно, это и стало причиной того, что господин Ананьев решился открыть целый Институт, посвященный реалистическому искусству. К учебному процессу заведение в Замоскворечье отношения не имеет. «Институт» в этом случае значит «институция». Как, например, Институт изящных искусств Чикаго — один из лучших музеев США. По сути, это частный музей, расположенный неподалеку от станции метро «Павелецкая», в котором размещается богатая коллекция банкира. Упор на передвижников, но и советского реалистического искусства хватает с избытком. В 90-х соцреалистов оптом скупали американские коллекционеры, в 2000-х российские олигархи смекнули, что дело выгодное, и тоже начали приобретать подобную живопись. Результат — рост цен, престижа и интереса. Так, четыре года назад картину Юрия Пименова, посвященную 1 Мая, продали за 1,5 млн долларов.

Нынешняя спортивная выставка только что вернулась из Лондона: ее показывал у себя на Нью-Бонд-стрит аукционный дом Sothebyʼs. Лондонской
публике, кстати, выставка пришлась по душе. Приходили семьями, приводили детей. Очевидные пропагандистские нюансы (тоталитарная советская идеология, близость к сочинской Олимпиаде) остались как бы на втором плане. О них, конечно, думали, но больше любовались картинами. Тем более что любоваться есть чем.

Женщины с бицепсами, стройные мужчины-гимнасты. Самая эротичная работа на выставке — «Спортсменка, завязывающая ленту» Дейнеки. Эдакая советская Мадонна — мощная, самоуверенная и почти обнаженная. Ее Дейнека писал в качестве эскиза к своему знаменитому ню 1951 года «Купальщица», так что тему секса в Советском Союзе можно считать раскрытой. «Советская физкультура» Александра Самохвалова — наивная живопись во вкусе Виноградова–Дубосарского: много цветов, pin-up девушек и огромный шар с надписью «СССР». Эта работа стала частью грандиозного проекта внутренней отделки павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года.

Спорт, как и космос, был экспортным пропагандистским товаром Советского Союза. Спортсмены на картинах не имели права быть смешными или унылыми, иначе это уже не спортсмены, а диссиденты, а то и враги народа. Максимум, что дозволялось, — быть уставшими от тренировок, как на картине Ольги Ваулиной «В физкультурном зале». Кстати, эта удивительная работа стоит несколько в стороне от прочего официоза — здесь очевидны отсылки к знаменитой картине Пикассо «Девочка на шаре». Только за брутальность и физическую мощь здесь отвечает гимнастка, присевшая отдохнуть на «козла», а хрупкость и изнеженность воплощает мужская фигура. Даже удивительно, как художнице при таком свободном подходе к живописи умудрилась дожить до конца ХХ века. Вот ее коллега Юрий Юркун, написавший гламурных и жизнерадостных «Девушек в купальниках», был расстрелян.

А художник Михаил Соколов, вовсю старавшийся приспособиться к режиму и создавший вполне идеологическое полотно «Гребчиха», получил лагерный срок. Смешными и унылыми дозволялось быть простым обывателям, решившим позаниматься спортом. График и карикатурист Леонид Сойфертис создавал ироничные и очень уютные жанровые сценки в духе Бидструпа: неуклюжая метательница ядра, чересчур старательная молодая мамаша, которая, пока ребенок спит, решила размять ноги, растерянное семейство на лыжной прогулке.

Самое удивительное, что даже идейно выверенные работы не вызывают чувства отторжения у зрителя. Спорт — это, пожалуй, самая удобная ниша для художников, живущих при тоталитаризме. «Олимпия» Лени Рифеншталь — потрясающе красивое произведение, хотя оно и прославляет фашистский режим. Наивность и прямолинейность образов всегда можно списать на преклонение перед мощью и силой атлетов.

Подробнее здесь.


.