Пожалуйста подождите

Публикации

Вернуться к списку
25 Января 2014

«Советский спорт» (Soviet Art. Soviet Sport). Family-values.ru

Проект, презентация которого состоялась в декабре 2013 года в Лондоне в особняке Sotheby’s (Великобритания), будет представлен в России в расширенном составе и на двух площадках. Выставка, уже получившая прекрасные отклики в европейских СМИ, откроется в Институте русского реалистического искусства, где будут экспонироваться оригиналы живописи, графики и скульптуры, а также на первой линии исторического здания ГУМа. В ГУМе будут выставлены высокотехнологичные реплики основных произведений. Сейчас этот новый вид экспонирования становится еще одним инструментом популяризации искусства, который активно используют ведущие музеи мира. Новая экспозиция включает более 60 произведений из собрания Института русского реалистического искусства, ГМВЦ «РОСИЗО», Русского музея, региональных государственных музеев России и частных коллекций. Среди авторов, чьи произведения будут представлены на выставке — Александр Дейнека, Исаак Бродский, Александр Самохвалов, Юрий Пименов, Георгий Нисский, Сергей Лучишкин, Николай Загреков, Самуил Адливанкин, Кирилл Кустодиев, Леонид Сойфертис, Елена Янсон-Манизер. Выставка также будет дополнена блоком спортивной хроники легендарного фотографа Льва Бородулина.

ОРГАНИЗАТОРЫ О ВЫСТАВКЕ «Советский спорт» (Soviet Art. Soviet Sport)

«Выставка SOVIET ART SOVIET SPORT — уникальный проект, который представляет тот период искусства, с которым здесь пока наименее знакомы — и это очень знаменательно. Предстоящий 2014 год объявлен годом культуры Великобритании в России, и этот проект, несомненно, вносит вклад в развитие отношений между нашими странами».

Лорд Марк Полтимор, заместитель председателя правления Sotheby's-Европа.

«Нам бы хотелось с помощью этой выставки добиться большей популярности русского реалистического искусства на Западе, в частности здесь, в Великобритании. Важно понимать, что этот вид искусства ни в коей мере нельзя считать так называемым „пропагандистским искусством“, это русский реализм, а тема спорта в его воплощении — это истинный modus vivendi».

Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства.

Тема спорта в искусстве XX века

Общий корпус произведений о советском спорте насчитывает десятки тысяч вещей. Представленные на организованной Институтом русского реалистического искусства выставке работы являются характерными примерами многообразного творческого наследия советских художников. Выставка и каталог позволяют на конкретных примерах проследить этапы развития этой темы, исключительно важной для всего советского реалистического искусства. Советский спорт — один из ключевых брендов эпохи. И подобно другим символам, таким как индустриализация, космос, балет, он часто оказывался в плену у идеологии. С точки зрения вечности, эта захваченность «борьбой», возможно, навредила художникам, которые «сражались» на передовой. Но именно этот пафос создал невероятный по силе воздействия эстетический канон. Советский спорт в искусстве — это история едва ли не насильственного противопоставления «идеи» и «формы». Однако, вероятно, именно спортивная тема давала художникам массу возможностей для самовыражения: от искренней службы и апологии «единственно верного» искусства до попыток противостояния «большому стилю». Лучше всех объяснил привлекательность спорта для художников один из ярчайших мастеров цеха Александр Дейнека: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства.
Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен.
Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нём много оптимизма.
В нем начало героического».

Александра Дейнеку всегда привлекали выразительность монументальных форм, анатомическая пластика и динамичные ракурсы. Эти качества определяют и работу «Спортсменка, завязывающая ленту» — эскиз к картине 1951 года «Купальщица». Рисунок выполнен сангиной и углем на бумаге, в характерной для художника плакатной манере. Торжество молодости, нравственного и физического здоровья, воплощенные в модели, соответствуют идеалам женственности советского времени. Перед нами новая советская Мадонна. Волевое лицо, тренированные руки, мощная, но женственная фигура. Глядя на героиню Дейнеки, трудно сказать чего в ней больше — спортсмена или женщины. Именно такую героиню и прославило советское искусство 1930-1950- х годов.

Александр Александрович Дейнека (1899-1969)

Выдающийся советский художник, творчество которого известно во всем художественном мире. Родился в Курске 20 мая 1899 года. С 1915 по 1917 год Дейнека учится в Харьковском художественном училище. После революции он работает фотографом в Уголовном розыске, оформляет агитпоезда, театральные постановки. Служит около года в армии, откуда командирован на учебу во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение. Влияние на художественный вкус Дейнеки оказывает его преподаватель — выдающийся график Владимир Фаворский. В 1925 Дейнека становится одним их основателей Общества станковистов (ОСТ), а в 1928 году создает эпическое полотно «Оборона Петрограда». В начале 1930-х годов художник увлекается достижениями технического прогресса и авиацией. Одно их самых трогательных и известных полотен на эту тему «Будущие летчики» (1937) хранится в Третьяковской галерее. Одновременно с этим Дейнека работает над образами активной советской молодежи. Динамичное полотно «Вратарь» (1934) также можете увидеть в Третьяковской галерее. В Институте русского реалистического искусства хранится эскиз к знаменитой «Купальщице» (1951. Государственная Третьяковская галерея). В военные и послевоенные годы Дейнека создает ряд исторических монументальных полотен. Самым грандиозным и знаменитым из них становится «Оборона Севастополя» (1942). Прекрасные мозаики Дейнеки украшают фойе актового зала Московского государственного университета, фойе Дворца съездов в Кремле, вестибюли станций московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая». Александр Дейнека вел активную преподавательскую деятельность. Умер художник в Москве 12 июня 1969 года. После себя Дейнека оставил обширное художественное наследие. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России.

Картина «Купальщица», эскизом к которой является «Спортсменка, завязывающая ленту», хранится в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Работа долгое время не выставлялась — находилась на реставрации. Девушка на картине изображена уже без купальника.

Сангина –— грифели для рисования, изготовленные из глины и оксида железа. Темного теплого цвета, между бордовым и коричневым, сангина популярна среди художников-графиков и хороша для эскизов. Сангиной рисовали Леонардо да Винчи и Рафаэль, правда, в те времена она была исключительно натуральной. По сути, сангина — красный мел.

Подробнее здесь.


.