Пожалуйста подождите

Публикации

Вернуться к списку

«По мере поступления».

Институт русского реалистического искусства возрождает общественные традиции российского меценатства. Музейно-выставочный комплекс ИРРИ открылся в декабре 2011 года в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века. Художественное собрание ИРРИ на сегодняшний день по праву считается одной из лучших коллекций живописи национальной реалистической школы ХХ века. 

Владимир МединскийНакануне открытия экспозции министр культуры России Владимир Мединский выразил благодарность создателям Института русского реалистического искусства за «возрождение традиций меценатства и за сохранение наследия русской реалистической школы».

Основа музейного фонда и первой экспозиции — частная коллекция бизнесмена Алексея Ананьева. История коллекции картин, написанных в традициях русского реализма, началась чуть менее десяти лет назад. Сейчас собрание насчитывает более шести тысяч произведений искусства, и с каждым годом их количество будет расти.

Алексей Ананьев«Источники поступления картин в коллекцию различны, — рассказал автор идеи нового выставочного проекта Алексей Ананьев. — Большая часть полотен была приобретена у самих авторов, их наследников или частных владельцев, несколько работ — на российских или зарубежных аукционах, что-то было получено в дар. Некоторые из экспонируемых произведений уже участвовали в ряде выставок, в том числе и зарубежных. Многие работы зритель увидит впервые. Несколько картин, долгие годы находившихся в частных зарубежных коллекциях, были в буквальном смысле возвращены на родину — в частности, картина Николая Богданова-Бельского «Деревенские мальчики».

«Выставка продолжает общую концепцию института, которая демонстрирует развитие русской живописи в историческом контексте, — добавил он. — Многие картины позже займут свое место в постоянной экспозиции, что позволит посетителям института поэтапно познакомиться с ценнейшими экспонатами коллекции национальной реалистической живописи двух последних столетий. Нашей задачей при создании выставки было показать непрерывность русской реалистической традиции. Реалистический подход к изображению действительности сохранен, и мы являемся свидетелями того, что метод, разработанный и реализованный в произведениях художников-передвижников, продолжает развиваться. Проект «По мере поступления» мы планируем сделать регулярным и радовать зрителей новыми произведениями из нашего собрания».

Валентин СидоровНа открытии выставки выступил народный художник СССР, профессор Валентин Сидоров, чьи картины вошли в экспозицию. «Алексей Николаевич Ананьев делает большое дело и продолжает традиции великих предшественников, братьев Третьяковых, — сказал он. — Еще я бы сегодня в этом ряду вспомнил славное имя замечательного русского коллекционера и мецената Василия Александровича Кокорева. Он был одним из первых среди наших патриотов, собирателей русского искусства».

Вошедшие в состав выставки полотна Николая Клодта, Николая Крымова, Сергея Герасимова, Петра Петровичева, Леонарда Туржанского, Николая Тархова, Якова Ромаса, Георгия Савицкого, Аркадия Пластова, вызвавшие большой интерес у зрителей, — счастливая находка для коллекционера и предмет гордости любого собрания. В творчестве этих мастеров нашли свое продолжение и развитие традиции русского лирического пейзажа и жанровой живописи середины XIX века.

В пространстве новой экспозиции произведения мастеров начала XX века соседствуют с полотнами художников-шестидесятников. Петр Оссовский, Виктор Иванов, Игорь Обросов, Андрей Васнецов, Виктор Попков, Сергей и Алексей Ткачевы, Владимир Стожаров, Ефрем Зверьков — это поколение вошло в искусство в эпоху оттепели, но авторская позиция этих художников актуальна и сегодня. Среди произведений молодых художников внимание зрителей привлекла картина Владимира Янаки «Щедрая осень».

Сенсацией выставки новых поступлений явился показ картины Василия Поленова «Левий Матфей» (1900-е годы) из его знаменитого библейского цикла. Это одно из наиболее важных приобретений Института русского реалистического искусства. Для экспонирования полотна было организовано отдельное выставочное пространство в большом зале первого этажа.

Дополнением к экспозиции стала документальная хроника, иллюстрирующая исторические обстоятельства общественной и культурной жизни страны в XX веке.

Выставка, которая откроется для публики 18 октября и продлится до 26 января 2014 года, несомненно, привлечет внимание широкого круга российских и зарубежных зрителей, интересующихся культурной традицией русской реалистической школы.

Елена Ерофеева-Литвинская

Подробнее здесь.


.