Пожалуйста подождите

Публикации

Вернуться к списку
18 Февраля 2013

Мастер сурового стиля. Информационно-аналитическое издание Советник Президента.

В 1960 году на республиканской художественной выставке «Советская Россия» московский живописец показал свою первую работу – триптих «Коммунисты». Это стало наиболее значительным событием выставки. Художник, сравнительно недавно начавший самостоятельную жизнь в искусстве, создал произведение, которое заставило говорить о нем, как об одном из крупнейших мастеров советского изобразительного творчества.

Триптих «Коммунисты», картины «Влюбленные», «Егорка-летун», «Художник», «Дезертир», «Последний звонок», «Дон Кихот» – вот неполный перечень основных произведений мастера, ставших поистине классикой советской живописной школы.

Ученик Сергей Герасимова, Гелий Коржев стал одним из основоположников так называемого «сурового стиля» в живописи, который возник на рубеже 1950–1960-х гг. Его искусство соединило в себе драматизм и философское обобщение, строгость и эмоциональность. Его герои – сильные и мужественные люди, и автор сопереживает их страданиям, тонко чувствует человеческую душу.

«Гелий Коржев один из тех художников, который взвалил на свои плечи груз творческой, гражданской и человеческой активности», – пишут о нем искусствоведы. Обладая мощным зарядом творческой энергии, Коржев сумел перенести его на свои полотна. Его картины передают эту особую энергию зрителю.

Изображая людей в момент наивысшего напряжения сил, в самых драматических обстоятельствах, Коржев представляет их во всей суровой жизненной правде. Герои художника – обыкновенные, внешне не слишком привлекательные люди: лица их обветрены, руки огрубели от тяжелого физического труда. Это заставляет зрителя поверить в историческую верность изображенных событий.

Художественный язык произведений Коржева отличается простотой и лаконичностью. Гелий Михайлович буквально изгоняет из картин все лишнее, что могло бы отвлечь зрителя от главного. Он кадрирует композицию таким образом, чтобы в поле зрения был только главный герой. Он оставляет в картине только те немногие детали, которые могут углубить, уточнить замысел изображенной сцены. Продумывается все до мелочей.

Тот же подход демонстрирует автор и в серии картин по Ветхозаветным и евангельским мотивам, написанию которых он посвятил последние годы своей жизни. Полотна «Искушение», «Благовещение», «Отец и сын», «Лишенные рая», «Пророк» и другие написаны с традиционной для «сурового стиля» лаконичностью, внутренней напряженностью. Всем известные сюжеты мастер излагает в своей творческой интерпретации, заставляющей по-иному взглянуть на события и героев, по-новому увидеть то, что казалось таким знакомым.


«Гелий Коржев. Библия глазами соцреалиста» – так называется выставка, недавно открывшаяся в Москве, в Институте русского реалистического искусства – самом крупном частном музее, созданном в современной России. Экспозиция устроена по подобию ветхозаветного храма, где в центре, как в святая святых, выставлены 16 законченных картин, а по периметру – эскизы к ним, по которым можно проследить, как мастер постепенно отказывается от тех или других деталей, направляя внимание зрителя к центральной фигуре картины. А за холщовыми шторами третьего, внешнего, контура экспозиции находятся материалы о жизни и творчестве советского и российского художника.

Гелий Коржев или не знал, или сознательно не придерживался канонов традиционной иконописи. И то, что он писал, не предназначалось для украшения храмов. Но под решительной кистью мастера-соцреалиста в его полотнах возникает и в полный рост встает перед зрителем образ живого Бога. Того самого, который – это несомненно – и послал живописцу его яркий талант.
Работы Гелия Коржева будут доступны для зрителя в залах ИРРИ до мая будущего года.

Елена КАВКАЗОВА




.