Пожалуйста подождите

Программы прогулок

Вернуться к списку

Живопись поколения 1960-х годов: «суровый стиль» (2 этаж, Большой зал)

На втором этаже ИРРИ представлены произведения мастеров середины и второй половины XX века.

Атмосфера открытости, прямой разговор о времени и о себе вовлекал в процесс переосмысления ценностей широкий круг художников. 1960-е стали временем взаимодействия отечественного искусства с мировым художественным процессом. Благодаря приоткрывшемуся «железному занавесу» художники приобщились к современному искусству Европы и Америки.

Экспозиция ИРРИ демонстрирует многообразие творческих поисков ведущих мастеров этого поколения.

Одним из наиболее ярких явлений отечественной культуры середины XX века стало появление в художественной жизни страны плеяды мастеров так называемого «сурового стиля». В число лидеров этого направления вошли Виктор ИвановПетр ОссовскийНиколай АндроновПавел НиконовТаир СалаховАндрей ВаснецовИгорь Обросов. Главными для их искусства оказались нравственные проблемы советского времени, романтическое восприятие действительности и её драматической сути.

Эти художники были воспитаны в традициях московской школы живописи в стенах Суриковского института. В творчестве шестидесятников можно увидеть освоение наследия художников русского авангарда, а также стремление синтезировать опыт советских мастеров 1920-1930-х годов. Сегодня мы смотрим на произведения художников «сурового стиля», как на полифоническое, новаторское явление, породившее новые эстетические идеалы.

Петр Оссовский (род. 1925) относится к числу лидеров «сурового стиля». В зале представлены картины разных периодов творчества художника, включая эскиз 1958 года знаменитой работы «Три поколения», которая подвергалась резкой критике за изображение «правды» жизни. Здесь же находятся авторские варианты работ известного «московского» цикла 1960-х годов, а также картины последних лет.

Творчество Виктора Иванова (род. 1924) посвящено крестьянской теме. В экспозиции находится одно из знаковых полотен автора - «Косцы» (1991), которое является парным к работе «Рязанские луга» (1962-1967) из собрания Третьяковской галереи. Также здесь экспонируется эскиз картины «Кафе «Греко» (1973), где изображены известные художники-шестидесятники Гелий КоржевПетр ОссовскийЕфрем ЗверьковДмитрий Жилинский и Виктор Иванов. Художник запечатлел сцену посещения мастерами знаменитого римского кафе на виа Кондотти во время творческой командировки 1973 года.

Важной темой творчества Игоря Обросова (1930-2010) стали репрессии 1930-х годов. Маленьким мальчиком он стал свидетелем сцены ареста отца - Павла Николаевича Обросова, известного хирурга, директора Института имени Склифосовского. События той роковой ночи легли в основу многих работ художника, в том числе и картины «1937-й. Мать и отец. Ожидание» (1967).

Творчество Таира Салахова (род. 1928) внесло неповторимую интонацию в стилистику «сурового стиля». Национальная специфика его искусства придала орнаментальное, живое начало живописи этого времени. В экспозиции находится студенческая работа художника «Бухарский базар» 1956 года, а также картины 2000-х годов.

Наряду с произведениями «суровых» шестидесятников в экспозиции представлены пейзажи Владимира Стожарова (1926-1973). Эти произведения связаны с непосредственными впечатлениями мастера и с его натурной работой на севере России.

Здесь же представлены картины Алексея Грицая (1914-1998) – одного из известнейших пейзажистов нашей страны. В камерных полотнах «Ранняя весна» (1956), «Майский теплый день» (1972) Грицай продолжает линию пейзажа «настроения».

Особое место в блестящей плеяде шестидесятников занимает творчество Дмитрия Жилинского (род. 1927). Мастер следует принципам классического искусства, его художественному мировоззрению. В зале представлено большое полотно кисти Жилинского «Весна Художественного театра» (1988), посвященное 90-летию МХАТа им. Чехова, где изображены писатели, поэты и художники Серебряного века.

Скачать версию для печати | 108 KB