Please wait

History of the Collection

The Institute of Russian Realist Art (IRRA) started its activity in December 2011, in one of the ancient buildings of Moscow cotton-print factory. The fine art collection at the IRRA is considered to be one of the best collections of the national realist school of the XXth century.

Personal holdings of the Russian businessman Alexey Ananyev are the base of the IRRA’s funds and the first exhibition. The foundation of this collection began almost ten years ago as a “home” collection, but since then has expanded sufficiently.

The first painting in the collection was “A Wedding” by Yury Kugach.

Alexey Ananyev explains his interest in the realist art: “I understand what the artists of the second half of the XXth century painted as I grew up at that period. I can easily see what the creator meant, if the subject was imagined or it really occurred. “

The collector personally knows most of the painters, whose works are displayed at the IRRA. “I purchased the works myself, we are still in touch with the artists, - says Ananyev. – They are Gely Korzhev, Viktor Ivanov, Dmitry Zhilinsky, Petr Ossovsky, Efrem Zverkov, the brothers Tkachev and others”. According to Alexey Ananyev “creators are ready to part with the canvases if they are displayed at a museum. That was the reason why the idea of the foundation of the IRRA appeared.”

The creation of the IRRA began five years ago. “There was an old factory building in this place only five years ago”, - recollects Ananyev. “Now we have fully equipped museum premises with more than 4 000 square meters of exhibition areas, a restoration workshop, a lecture hall, a storage room, fine art experts’ offices and a gift shop.”

One of the main functions of the Institute is to educate. “I believe that the national realist art is wrongly forgotten while it is, without exaggeration, an object of national pride”, - says the collector. – It is important that people should understand that the term “modern” is not the synonym of “abstract”, “conceptual” or some other kind of art that denies the classic painting school”.

The future plans of the IRRA are to expand the collection, offer lectures, pay grants for students of art institutes and organize exhibitions.

Пожалуйста подождите

История создания коллекции

Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) открылся в декабре 2011 года в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики. Художественное собрание Института по оценкам специалистов считается одной из лучших на сегодняшний день коллекций живописи национальной реалистической школы XX века.

В основе музейного фонда и первой экспозиции – частная коллекция бизнесмена Алексея Ананьева, которая начиналась как домашняя, но уже через десять лет смогла стать базой для большого музейно-выставочного комплекса.

Первыми приобретенными работами стали картины «Свадьба» Юрия Кугача и «Возвращение» его сына, Михаила Кугача.

Свой интерес к реализму Алексей Ананьев объясняет так: «Мне близко и понятно это время – на вторую половину ХХ века пришлось мое детство, юность, поэтому все, что изображали художники этого периода, я прожил вместе с ними. Мне легко определить, что имел в виду мастер, где сюжет придуман, а где взят из жизни».

Коллекционер хорошо знаком с большинством художников, представленных в ИРРИ. «Я лично приобретал у них работы, мы и сейчас находимся в контакте, – рассказывает Ананьев. – Это Гелий Коржев, Виктор Иванов, Дмитрий Жилинский, Петр Оссовский, Ефрем Зверьков, братья Ткачевы и многие другие». По словам Алексея Ананьева, «художники готовы расстаться со своими лучшими работами, зная, что они не скроются навсегда в частных коллекциях, а будут выставлены в музейном пространстве. Исходя из этого, в первую очередь, и появилась идея создания ИРРИ».

Создание музейно-выставочного комплекса ИРРИ началось пять лет назад. «Пять лет назад на этом месте Института стояла полуразрушенная котельная», – вспоминает Ананьев. После перепланировки и реставрации стен фабричного здания, построенного в конце XIX века, помещения музея были оснащены новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием, предназначенным для поддержания музейного режима хранения произведений искусства. В настоящее время техническое оснащение здания ИРРИ соответствует самым современным стандартам, принятым в крупнейших музеях мира, появились 4500 квадратных метров экспозиционных площадей, реставрационная мастерская, лекторий, хранилище, сувенирная лавка, служебные помещения.

Одна из основных функций Института – просветительская. «Я считаю реалистические традиции нашего искусства незаслуженно забытыми, в то время как это, без преувеличения, предмет национальной гордости», – говорит коллекционер. – Важно, чтобы люди поняли, что термин «современное» отнюдь не является синонимом «абстрактного», «концептуального» и любого другого, отрицающего классическую школу как основу художественного языка».

В планах ИРРИ количественное и качественное расширение коллекции, запуск работы лектория, создание системы грантов для студентов художественных вузов, организация больших выставочных проектов.

.