Пожалуйста подождите

События

Вернуться к списку
1 Ноября 2017

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ?

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ?

Римский университет «La Sapienza»

Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

и Институт русского реалистического искусства

при поддержке

Университета Тушии (Витербо, Италия)

и MLAC – Музея-лаборатории современного искусства
при Римском университете «La Sapienza»

представляют

МЕЖДУНАРОДНУЮ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

«Светлое будущее? Влияние Октябрьской революции на гуманитарные науки»

6–8 ноября 2017, Рим, Университет «La Sapienza»

Трёхдневная международная научная конференция «Светлое будущее? Влияние Октябрьской революции на гуманитарные науки: итоги и перспективы» (Рим, 6–8 ноября 2017 года), организованная Римским университетом «La Sapienza», историческим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Институтом русского реалистического искусства при поддержке Университета Тушии и Музея-лаборатории современного искусства при Римском университете «La Sapienza», посвящена обсуждению влияния Октябрьской революции на развитие гуманитарных наук в XX веке. Ключевые направления междисциплинарной конференции – история, искусство и архитектура, литература, мода, кино и театр, культура и общество.

На конференции будет обсуждаться широкий круг вопросов: малоизученные исторические аспекты революционного 1917 года, влияние этих событий на общественное сознание и мышление, формирование советской утопии и образа нового человека, смена социальной и культурной парадигмы, отражение исторических реалий в искусстве и литературе XX века, взаимоотношения власти с художниками и творческой интеллигенцией, взгляд на русскую революцию из Италии и многое другое.

Конференция является продолжением международной культурной и научно-образовательной программы, осуществляемой историческим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Институтом русского реалистического искусства совместно с Римским университетом «La Sapienza». В рамках этой программы были проведены международная научная конференция «Россия – Италия: «реализмы» в искусстве и культуре ХХ века» (Москва, МГУ – ИРРИ, 24–25 ноября 2016 года) и выставка «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», с успехом прошедшая осенью 2015 года в «Palazzo delle Esposizioni» в Риме, а затем в залах Института русского реалистического искусства в Москве.

В конференции примут участие учёные из ведущих европейских университетов, исследовательских институтов и музеев: Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Римского университета «La Sapienza», Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Института русского реалистического искусства (Москва), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва), Университета Тушии (Витербо), Неаполитанского университета «L’Orientale», Университа Катании, Флорентийского университета, Сиенского университета, Католического университета Святого Сердца (Милан), Университета Восточного Пьемонта «Amedeo Avogadro», «Palazzo delle Esposizioni» (Рим).

Рабочие языки конференции – итальянский, английский, русский.

Место проведения – Университет «La Sapienza» (Piazzale Aldo Moro 5, Roma)

Аудитория А: Музей-лаборатория современного искусства (здание ректората, второй этаж)

Аудитория Б: Мультимедийный зал (здание ректората, первый этаж)

* * *

Программа конференции

6 ноября 2017

9:00–9:30 — регистрация участников (аудитория А)

09:30–10:30 — открытие конференции (аудитория А)

10:30–11:30 — секция «История I» (аудитория А)

Антонелло Бьяджини. «Буржуазно-демократическая» революция февраля 1917 года, «пролетарская» революция октября 1917 года

Джузеппе Мотта. Евреи и русские революции

Роберто Валле. Русская революция и самоосмысление Европы. Образ двух революций
1917 года в современном им политическом европейском сознании (1917–1921)

10:30–11:30 — секция «Искусство I» (аудитория Б)

Джузеппе ди Джакомо. Искусство и революция: прецедент Малевича

Ксения Карпова. Искусство и власть в эпоху оттепели

Ирина Вакар. От отдельных утопий до утопической идеологии (1917–1920-е годы)

11:30–12:00 — перерыв

12:00–13:00 — секция «История II» (аудитория А)

Валерий Люблин. Италия и русская революция 1917 года (архивные документы и русская историография)

Андреа Картени. «Безумный исполин» Владимира Забугина

Елена Димитру. Путешествие в СССР. Панаит Истрати в десятую годовщину революции

12:00–13:00 — секция «Искусство II» (аудитория Б)

Клаудиа Чиери Виа. Поэтическое выражение сущности мифа. Теоретико-критическая полемика между фигуративным искусством и абстракцией

Виктория Девдариани. Плакат в советской России и графические работы Бориса Голополосова

Дмитрий Озерков. Архитектурные руины прошлого и будущего

13:00–15:00 — перерыв

15:00–16:30 — секция «Литература I» (аудитория А)

Евгений Солонович. Итальянская литература XX века сквозь призму «светлого будущего»

Катерина Грациадеи. Согласно истории современности: «Лебединый стан» Марины Цветаевой

Владимир Новиков. Понятие будущего в современной русской поэзии (актуальные
и исторические аспекты)

Ольга Новикова. Понятие будущего в современной русской прозе (актуальные и исторические аспекты)

15:00–16:30 — секция «Искусство III» (аудитория Б)

Елена Воронович. Италия в картинах Татьяны Яблонской и Таира Салахова

Екатерина Кочеткова. Преображая ландшафт, преображая общество: от частных усадеб
к закрытым санаториям и обратно

Маттео Ланфранкони. Вновь поднимая флаг. Революционная элегия в работах Гелия Коржева

Олег Тарасов. Играя с пространством. Граница, изображение и его история.

17:00–18:00 — дискуссия

7 ноября 2017

09:30–11:00 — секция «Литература II» (аудитория Б)

Виктор Кулле. «Красная пасха» (Роль РПЦ и Святейшего Синода в революционных событиях 1917 года в России)

Клаудиа Скандура. Землю – крестьянам! Светлое будущее земледелия (Николай Заболоцкий, Геннадий Гор, Василий Гроссман)

Ольга Труханова. «Карнавал без смеха». Советское общество в ранних работах Александра Зиновьева

Маурициа Калузио. Неожиданные последствия Октября: Варлам Шаламов и Александр Солженицын между экспериментом и поиском истины

11:00–11:30 — перерыв

11:30–13:00 — секция «Литературная теория I» (аудитория А)

Джузеппина Ларокка. Революция и марксизм: Лев Пумпянский и Невельская философская школа

Маргерита де Микель. ReLOVEution (или в зеркалах ограниченной истины)

Джакома Страно. (О)живший образ Ленина, или революция согласно Алданову

Стефаниа Сини. Леф, I (5) 1924: язык Ленина и риторика

11:30–13:00 — секция «Театр и кино» (аудитория Б)

Фаусто Мальковати. Закрытый забастовкой: русский театр в 1917 году

Донателла Гаврилович. Аналитическое направление в русском театре советского времени

Алессандро Альфиери. Западный путь: Русская революция в образах западной популярной культуры, между празднованием и китчем

13:00–15:00 — перерыв

15:00–16:00 — секция «Литературная теория II» (аудитория А)

Лаура Росси. «Промежуток» (1924) Юрия Тынянова. Между историческим опытом
и литературной теорией

Марта Валери. От Райбюро до Главрыбы: использование аббревиатур в советской юмористической литературе

Орнелла Дискьячати. Революционный подход к литературной теории. Идея литературного бытия

15:00–16:00 — секция «Мода» (аудитория Б)

Джованна Мотта. Костюмы русских балетов. Влияния и впечатления от европейской моды

Елена Дундович. Новая советская женщина и мода

Фабиана Джакомотти. Изнуряющая анти-буржуазность. От неудачи ленинистской моды
до успеха стилистов в эру Путина

16:00–17:00 — дискуссия

8 ноября 2017

10:00–12:00 — секция «Культура и общество» (аудитория А)

Глеб Морев. «Сорокалетие немоты»: монополия на автора в советской литературной системе
и её разрушение (1929–1969)

Микаэла Бёмиг. По следам пепла: феникс или двуглавый орёл?

Эмилио Мари. Город, культура и революция: по журналам «Рабочий клуб», «Клуб», «Клуб
и революция»

Дмитрий Замятин. Искусство как со-пространство: революция онтологии и пост-урбанизм

12:00–13:00 — дискуссия и закрытие конференции

13:00–15:00 — перерыв

15:00–16:00 — Россия сегодня: встреча с Марией Степановой (аудитория А)


* * *

Римский университет «La Sapienza» был основан в 1303 году Папой Бонифацием VIII и является одним из старейших университетов в мире, всегда попадающим в международные рейтинги лучших университетов. Современная история университета «La Sapienza» прочно связана с его богатым прошлым. Миссией «La Sapienza» является просвещение общества с помощью научных исследований, образования и международного сотрудничества. Более 115000 студентов, обучающихся в «La Sapienza», могут выбрать одну из 250 программ для получения степени (бакалавров, магистров и докторов наук) и 200 специализированных курсов. В «La Sapienza» 11 факультетов и 63 кафедры и различных научно-исследовательских центра, которые демонстрируют высокий уровень передового опыта в области археологии, физики и астрофизики, а также гуманитарных и других наук. Кроме того, в свободном пользовании для студентов находится 59 библиотек (две из которых открыты 24 часа в сутки), 20 музеев и офис для студентов с ограниченными возможностями. «La Sapienza» также регулярно организует множество культурных и социальных мероприятий для поощрения студентов.

Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова – динамично развивающийся современный образовательный и научный центр. Помимо традиционных направлений подготовки по истории и истории и теории искусства, в 2000-е годы на факультете были открыты новые направления, отвечающие специфике и требованиям современного рынка труда. Интенсивно развиваются связи факультета с ведущими российскими и международными научно-исследовательскими, академическими, музейными центрами и ассоциациями. Факультет обладает мощным научным потенциалом и качественной материально-технической базой для подготовки специалистов в области исторической и искусствоведческой науки, политологии, международных отношений, историко-культурного туризма, переводческого дела. Неизменно высокий уровень подготовки бакалавров, магистров и аспирантов, следование традициям и динамичное развитие позволяют факультету оставаться признанным флагманом российского гуманитарного образования.

Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) – частный проект, возрождающий общественные традиции российского меценатства. Музейно-выставочный комплекс ИРРИ открылся в декабре 2011 года. Собрание ИРРИ на сегодняшний день по праву считается одной из лучших коллекций живописи национальной реалистической школы ХХ века. Три этажа выставочного пространства общей площадью 4500 квадратных метров, представляют зрителям экспозицию почти 400 произведений русского и советского искусства. Институт занимает один из старинных корпусов бывшей Московской ситценабивной фабрики, расположенной в Замоскворечье напротив Новоспасского монастыря. После перепланировки и реставрации стен здания, построенного в конце XIX века, помещения музея были оснащены новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием, предназначенным для поддержания музейного режима.






.