Пожалуйста подождите

События

Вернуться к списку
6 Декабря 2017

На краю цвета

На краю цвета

Владимирская школа, как и знаменитая школа Барбизона, неразрывно связана с местом своего зарождения. Художники Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин искали вдохновение в природе Владимирской области и в её ремёслах – в мстёрской вышивке и лаковой миниатюре, в художественном стекле из Гусь-Хрустального и в гороховецкой игрушке. Синтез народного искусства и классического художественного образования стал основой стиля владимирцев. Их яркие, самобытные пейзажи скорее вызывают ассоциации с творчеством фовистов и группы Наби, чем с работами современников, а эксперименты с грунтом и цветом отсылают к аналогичным опытам Игоря Грабаря и Винсента Ван Гога.

Поиски нового стиля были начаты молодыми художниками послевоенного поколения. Это было частью общей атмосферы, царившей в культуре страны – художники ощущали свежий ветер перемен и откликались на него искусством чистым и эмоциональным. Время сталинского «большого стиля» закончилось. На смену официальным и помпезным полотнам пришли пейзажи и жанровые произведения нового содержания.  

    Художник Владимир Юкин говорил: «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности. Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь».

    Самостоятельное творческое лицо владимирские художники обрели, пройдя через познание опыта передвижников, через увлечение искусством русских импрессионистов. Кроме того, на их формирование оказали влияние народное и древнерусское искусство.

    Цвет и владимирский пейзаж – понятия неразделимые. Через цвет художники передают своё мироощущение, он для них является воплощением чувств. Сегодня стал совершенно очевидным и неоспоримым тот факт, что художники Владимира совершили цветовой прорыв в русском искусстве XX века, тем самым значительно расширив и обогатив его палитру.

   Лучшие произведения мастеров владимирского пейзажа стали классикой, вошли в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также большинства региональных музеев России, частных российских и зарубежных собраний.

Впервые о феномене владимирской живописи заговорили в 1960 году, после I Республиканской художественной выставки «Советская Россия». Cвои работы на ней показали три владимирских живописца – Владимир Юкин, Ким Бритов, Валерий Кокурин.

    Живопись группы молодых владимирских авторов была настолько   необычной и яркой, что интерес к ней постоянно возрастал В 1964 году в Москве, в выставочном зале Союза Художников России была организована «Выставка работ художников Владимира, Мстёры, Гуся-Хрустального». Юкин, Бритов и Кокурин представили там около восьмидесяти работ. Выставка имела большой ажиотаж – вокруг неё было много споров и разногласий.

Кураторы выставки размышляют о феномене этого направления, ищут источники его зарождения, а также пытаются сопоставить художников владимирской школы и художников Владимира.

В состав выставки вошли произведения Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Юрия Матушевского, Николая Модорова, Николая Мокрова, Петра Дика, Виктора Дынникова, Михаила Изотова, Владимира Нилова, Владимира Севостьянова, Бориса Французова, и других. В экспозиции будут представлены образцы знаменитой мстёрской лаковой миниатюры и стекла, а также редкие фото и документы из архивов художников. Выставка подготовлена в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей, Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, РОСИЗО и частными коллекционерами.

Кураторская группа – Татьяна Иванова, Елена Коваленко, Анна Волкова. За разработку архитектуры и дизайна выставки отвечают архитекторы бюро PROJECT ELEVEN Игорь Чиркин и Павел Пришин, авторы архитектурного решения постоянной экспозиции ИРРИ, а также временных выставок «Советский спорт», «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», «BENWENUTI –WELCOME – Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина», «Возвращайся домой», «Александр Лабас. Октябрь» и других. Автора афиши выставки - Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева.

Выставка откроется 22 декабря 2017 и продлится до 22 апреля 2018. Стоимость билета (выставка + постоянная экспозиция) 300 рублей. К выставке будет издан каталог и записан аудиогид.





.